Волгушева Ольга Юрьевна
Москва

История Волгушевых –
монахинь Бузулукского Свято-Тихвинского
Богородицкого женского монастыря

Часть 1.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Начиная в 2014 году поиски своих корней в Бузулуке, я и не предполагала, что со временем в родословном Древе Волгушевых только кровных персон будет около полутора тысяч! Ведь «зацепиться» было не за что: от бабушки знала только о том, что в начале 1920-х годов они переселились из Бузулука в Аулие-ату (Джамбул, ныне Тараз). Даже причины переселения – голод и возможные репрессии стали понятны потом, о них в семье не говорилось. Связей с родственниками деда не осталось, поэтому пришлось идти длинным путем, начав поиск просто по фамилии и географии.

В результате к концу 2017 года было установлено, что род Волгушевых, живший в Бузулуке и в селе Лабазы Бузулукского уезда, происходит от двух братьев Осипа и Максима Васильевичей, из мордвы новокрещенных ясашных крестьян, переселившихся в 1829 году из деревни Топоровки Городищеского уезда Пензенской губернии в деревню «Лобазову». Фамилия была образована от мордовского имени их отца Волгушки, в крещении Василия, история рода прослежена до 1680 годов.

Впоследствии Осип Васильевич со своим семейством приписался к бузулукскому купечеству, основав таким образом бузулукскую ветвь Волгушевых, потомком которой и оказался мой дедушка. Но на этом исследования не закончились, т.к. параллельно изучалась и более интересная лабазинская ветвь.

Состав семьи лабазинских Волгушевых был выявлен на основании сопоставления Сестринских ведомостей о Бузулукском Тихвинском Богородицком женском монастыре (монахини и послушницы Волгушевы в них записаны с фамилией) и Ревизских сказок 1834, 1850 и 1858 годов, в которых семья еще не имела фамилии. Удивительным образом было опровергнуто мнение о том, что «монахини потомков не имеют» и, следовательно, для генеалогического поиска ценности не представляют!

В ГАОО и ЦГАСО были изучены метрические книги церквей Бузулука, села Лабазы и соседних Скворцовки и Курманаевки за период с 1842 по 1918 годы. В читальном зале ОГАОО в течение 2015-2019 годов эту работу проделала Татьяна Петровна Коптелина.

На основании записей в метрических книгах была установлена точная дата рождения и крещения будущей (последней перед разгоном) настоятельницы Бузулукского Тихвинского Богородицкого женского монастыря игуменьи Херувимы (Волгушевой Елены Дмитриевны) в семье Волгушевых Дмитрия Евграфовича и Елены Егоровны (в девичестве Криволаповой). Род Криволаповых – однодворцев села Скворцовки, переселенцев из Курской губернии, был отслежен по документам Курского областного архива до 1600-х годов.

Изучая жизненный путь матушки Херувимы, исследователи столкнулись с рядом пробелов и неточностей в материалах, размещенных в сети интернет на различных ресурсах. На основании записей в метрических книгах, справки УФСБ Республики Башкортостан и изучения архивных следственных дел в УФСБ Оренбургской области были внесены поправки в Книгу Памяти репрессированных Оренбургской области и на сайт «Святое Оренбуржье»: исправлено монашеское имя матушки, дата рождения, предоставлено ее фото из следственного дела, а также фото памятника, установленного родственниками в Зауральной роще Оренбурга. Документально установлено место ссылки и арест матушки в Уфе, о котором ничего не было известно. Бывшая под спудом точная дата ее смерти 11 декабря 1937 года также была документально подтверждена. С 2017 года в этот день в монастыре служат панихиду по игуменье Херувиме и благочинной монахине Руфине.

В 2019 году в ЗАГСе города Оренбурга получено свидетельство о ее смерти и установлен памятник на месте массовых расстрелов в Зауральной роще.

В результате исследований, вопросы, заданные Н. Ивановой в книге «Бузулукские черноризицы», получили ответы. А вот «решение актуальной научно-биографической задачи» по составлению детального жизнеописания игуменьи Херувимы, как писал С.В. Колычев в очерке «Краткое жизнеописание игуменьи Херувимы (Волгушевой)», нельзя считать выполненным до конца. Комплекс документов, необходимых для представления в Синодальную комиссию по канонизации, должен включать в себя копии полных архивно-следственных дел, которые еще предстоит получить.

Потомками Волгушевых установлена прочная связь с Бузулукским Свято-Тихвинским Богородицким женским монастырем, поездки в который стали регулярными. Ведется постоянная работа по поиску новых сведений о сестрах монастыря и исторических событиях, происходивших в период его расцвета и последовавших гонений. Благодаря публикациям в СМИ в монастырь приходят отклики из разных мест. Музей монастыря пополняется новыми фотографиями, сведениями и воспоминаниями потомков, чьими родственницами были его насельницы.

А совсем недавно в дореволюционной газете «Бузулукский вестник» А. Митиным и Н. Федотовой была обнаружена подробная статья об истории монастырской школы. А затем оказалось, что в 1915 году в школе был организован лазарет и лечившиеся в нем раненые в Первой мировой войне через газету благодарили игуменью и монахинь – сестер милосердия за «ласковое отношение и развлечение от тяжелых поранений».

За время, прошедшее после первой поездки на родину предков в 2015 году, в селе Лабазы был построен и освящен храм во имя Архангела Михаила. А на исторической территории монастыря, хотя и медленно, с большими усилиями, ведется ремонт жилого корпуса.

В публикуемом рассказе изложены документально подтвержденные факты о крестьянской семье Волгушевых, чьи дочери на пути служения Богу стали подвижницами благочестия в принявшем их монастыре до конца своей земной жизни. Вечная им Память.
Волгушева Елена Дмитриевна
Панихида по игуменье Херувиме и монахине Руфине
в храме Всех Святых Свято-Тихвинского Богородицкого женского монастыря в Бузулуке 11 декабря 2017 года
«…взывает тя стадо твое, Богоглагольниче:

Не оскудей моля о рабех твоих…»
Из Акафиста преподобному
Афанасию Афонскому,
Кондак, глас 8
Игумения Херувима, Волгушева

Игуменья Херувима
(Волгушева Елена Дмитриевна)
30 (17) мая 1861 – 11 декабря 1937

Около века в городе Бузулуке просуществовал Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь (основан, сначала как община, в 1835 году, закрыт советской властью в 1930 году), которым управляли восемь подвижниц благочестия. Среди них – две представительницы крестьянского рода Волгушевых из села Лабазы Самарской губернии (ныне Оренбургской области).

По воле Божьей игуменья Мелитина (Волгушева Марина Евграфовна), поступившая в обитель в самые первые годы его существования, стала одной из первых настоятельниц (с 1870 по 1888 гг.), а последней (с 1899 по 1929 гг.) была ее племянница игуменья Херувима (Волгушева Елена Дмитриевна), пострадавшая за веру и принявшая мученическую смерть в 1937 году.

Сведения о игуменье Мелитине приведены в историческом описании монастыря священника Михаила Малиновского, выпущенном в 1897 году. В наступившем двадцатом веке было уже не до описания событий, менявших историю на глазах ее участников. Хорошо, если сохранились документы, позволяющие узнать о монастыре, его насельницах и настоятельнице того периода.

Кем же была игуменья Херувима — настоятельница, выросшая в обители, воспитанная на примерах монашеского служения, продолжившая дело своих предшественниц и управлявшая большим монастырем около тридцати лет? История ее жизни стала открываться только сейчас.

Серьезные исследования истории монастыря были проведены почти через столетие бузулукским краеведом, кандидатом исторических наук С.В.Колычевым, опубликовавшим несколько важных работ по их результатам.

В своем очерке «Краткое жизнеописание игуменьи Херувимы (Волгушевой)» он впервые рассказал о земном пути Матушки и обозначил несколько важных моментов, которые требовали углубленного изучения: семейные корни, воспитание в обители, исполнение должности настоятельницы, обстоятельства гонений, арестов и мученической смерти [1].

Об этом же ранее в книге «Бузулукские черноризицы» упоминала Надежда Иванова: «…Имя ее матери под спудом, об отце знаем лишь по мирскому имени Матушки… Можно только предположить, что жизнь последней игуменьи монастыря Матушки Херувимы закончилась трагически» [2].

Благодаря этим источникам потомкам рода Волгушевых – уроженцам Бузулукского уезда, стало ясно, что упомянутая в Книге Памяти жертв политических репрессий Оренбургской области монахиня Волгушева Елена Дмитриевна и есть пострадавшая за веру игуменья Херувима.

Обратившись в Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь (возрожденный в 2000 году), они узнали, что нынешними монахинями и С.В.Колычевым было собрано немало архивных документов и фотографий, сохраненных жителями города Бузулука. Среди сокровищ – чудесным образом обретенное бесценное общее фото духовенства и насельниц обители начала 1910 годов, на котором вполне различимы их лица. Так перед нами предстал облик Матушки Херувимы.

По благословению настоятельницы игуменьи Пантелеимоны совместными поисками архив монастыря пополняется новыми сведениями.

Изучив документы почти за двести лет, хранящиеся в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Оренбурга, Пензы, Курска, Бузулука, села Курманаевки, удалось составить родословную последней настоятельницы обители.

В упомянутом очерке [1] на основании опубликованных источников указано место рождения Матушки – село Лабазы Бузулукского уезда и год – 1858-й, но в Метрической книге Михайло-Архангельской церкви села записи о ее рождении за этот год не оказалось. В Оренбургском архиве были просмотрены метрические книги, начиная с 1854 года, и такая запись нашлась!

Будущая игуменья Херувима родилась 30 мая (17 мая по старому стилю) 1861 года в селе Лабазы Бузулукского уезда Самарской губернии в большой семье государственных крестьян, была пятым ребенком в семье. Род происходит из «мордвы новокрещенных» ясашных крестьян, переселившихся из Пензенской губернии. Эту информацию удалось получить, анализируя записи в Ревизских сказках 1834, 1850, 1858 годов и в Метрических книгах Михайло-Архангельской церкви села Лабазы. Учитывая то, что в этот период фамилий у крестьян почти не было, пришлось внимательно проверять и сопоставлять найденное.

В Метрической книге села Лабазы за 1854 год в части II «О Венчавшихся» имеется запись № 10 от 25 января о венчании ее родителей Дмитрия Евграфовича (Волгушева, 1836 г.р.) и Елены Егоровны (Криволаповой, 1835 г.р.) [3].

В этой записи в имени жениха допущена ошибка (таких ошибок и неточностей еще немало встретится в записях о событиях в этой семье), вот дословная копия:

«Жених: государств. крестьянина с.Лабазы Евграфа Максимова сын Епифан, православный, 19 лет, первым браком. Невеста: девица Елена Егорова дочь деревни Скворцовки государств. крестьянина Егора Игнатова, православная, 18 лет, первым браком. Поручители: по жениху: того же села государств. крестьяне Петр Парсеев и Маркел Васильев, по невесте: деревни Скворцовки государств. крестьяне Михаил Иванов и Федор Петров».

В метрической книге Михайло-Архангельской церкви села Лабазы за 1861 год в части I «О Родившихся» найдена запись № 26, сделанная весьма небрежно: в ней не указано даже обычное в такой записи «оба православные» (сомневаться в чем не приходится!) и оставлено пустое место для написания имени отца, видимо для последующего внесения правильного имени:

«О рождении 17 мая, крещении 21 мая Елены, родители – того же села государств. крестьянин …............ Евграфов и Елена Егорова. Восприемники: того же села Яков Лукьянов Соловьев и сельца Скворцовки Михаила Иванова дочь девица Мария. Священник К. Щербаков, дьякон Федор Уткин, дьячок Покровский» (дьячок Покровский видимо и сделал эту запись) [4].

Обратившись к Ревизской сказке 1858 года, видим запись о семье под № 158: «Евграфа Максимова сын Дмитрий 22,5 года, Дмитрия Евграфова жена Елена Егорова, 23 года, Дмитрия Евграфова сын Иоанн, 1,5 года» и убеждаемся, что верное имя сына Евграфа Максимова и отца новорожденной ЕленыДмитрий Евграфов [5].

Один за другим в семье Дмитрия Евграфовича и Елены Егоровны рождались двенадцать детей: Наталья (1855, умерла в 2 недели), Иоанн (1857), Федор (1858), Алексей (1860, умер в 5 месяцев), Елена (1861), Анна (1863), Марфа (1864, умерла в 5,5 мес.), Агафия (1866), Евдокия (1868, умерла в 3 мес.), Гликерия (1869), Аким (1870, умер в 6 мес.), Пелагея (1871, умерла в 6 мес.) – все записи найдены в метрических книгах Михайло-Архангельской церкви села Лабазы. В живых останется шестеро: Иоанн, Федор, Елена, Анна, Агафия, Гликерия [6].

Иоанн, Федор и Елена будут связаны крепкими родственными узами всю жизнь.
Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь. Фото начала XX века
Родители очень рано отдадут Елену в Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь в г. Бузулуке, в котором уже второй десяток лет подвизались ее родные тетушки Марина и Дарья Евграфовны (монахиня Мелетина и монахиня Досифея). Возможно именно они определили судьбу девочки.

Впервые ее имя встречается в «Ведомости о настоятельнице и сестрах монастыря» 1870 года в числе учениц монастырской школы: «девица Елена Дмитриева Волгушева, 13 лет (на самом деле 9!) из крестьян села Лабазы, поступила в сию обитель 9 мая 1869 года по увольнительному свидетельству от общества» (такое свидетельство, как правило, выдавалось после нескольких лет проживания в обители) [7]. В Ведомости 1901 года указана еще более ранняя дата поступления – 9 мая 1867 года, т.е. в возрасте 6 лет.

В дальнейшем во всех Ведомостях ее возраст указывается на три года больше фактического. Возможно в монастырь принимались девочки более старшего возраста, а здесь по каким-то причинам Елену отдали в монастырь ранее 8 лет. Чтобы не нарушать правила, год рождения Матушки Херувимы в документах стали писать 1858-й.

Из Ведомости 1872 года узнаем, что послушница Елена «читать и писать обучена в сем монастыре», т.е. через 3 года крестьянская девочка была уже грамотной. Не тогда ли ей был подарено Евангелие 1864 года издания, с надписью на обложке ее рукой «Елены. Дмит. Волгушевой, мон. Херувимы, Иг. Херувимы», которое Матушка не выпускала из рук шесть десятилетий, и чудом сохранившееся до наших дней?
В очерке священника обители Василия Петровича Афонского, заведующего монастырской школой, составленном к ее сорокалетию в 1908 году, сказано: «Монастырская Тихвинская школа в малом размере начала свое существование еще до формального ее открытия. Дело обучения детей грамоте велось монахинями в кельях монастыря. 16 ноября 1868 года Указом Священного Синода последовало открытие школы. Сначала школа помещалась долгое время в ограде монастыря, в специально назначенных для этого кельях, очень поместительных, так как обучалось до 60-ти девочек, из которых 10 было живущих в монастыре на воспитании, а остальные частично городския и частично сельския… Обучение шло при помощи монахинь, способных к этому делу, и при ближайшем участии местных священников» [9].

Будущая игуменья Херувима оказалась в самом первом официальном наборе учениц и в числе тех десяти живущих в монастыре девочек. Образование и воспитание школа давала очень достойное, а сама школа, как пишет священник, носила «характер института»: кроме изучения закона Божьего, родного слова и арифметики прививались навыки всевозможного изящного рукоделия, правильного поведения, уделялось внимание нравственному воспитанию и умственному развитию, за ученицами ухаживали приставленные монахини и присматривали классные дамы – об этом вспоминали ученицы первых выпусков.

Далее протоиерей Василий Афонский отмечает: «Как на особенность монастырской школы можно указать на любовь детей к чтению святых книг и к пению святых песнопений и псалмов, которые поются ими добровольно и во время рукоделия. Обучение пению ведет какая-либо из певчих монастыря под руководством учительницы».

Выпускницами школы, пишет ее заведующий, были «некоторыя солидные купчихи, а из монастырских можно указать на более выдающихся: настоящая игуменья Херувима, бывшая казначея Феодосия и многия другия монахини, добром вспоминающия школу и воспитателей ея, с любовью относившихся к ним».

Окончив школу, послушница Елена несла «чередные послушания».

В Ведомости 1882 года указано, что она «проходит певческое послушание, регентша и учительница нотного пения», видимо обучение выявило у нее музыкальные способности, а серьезное отношение к послушанию и освоение нотной грамоты позволило в 21 год (возможно и ранее) стать регентом церковного хора и учительницей нотного пения в монастырской школе на следующие семнадцать лет [10].

Воспитание послушницы Елены, конечно же, было под пристальным вниманием ее родной тетушки игуменьи Мелитины – настоятельницы (с сентября 1870 по март 1888), которая незадолго до своей кончины успела узнать о том, что Указом Самарской духовной консистории от 13 декабря 1891 года № 11218 племянница Елена определена в число приукаженных послушниц [11].

С 21 сентября 1889 года по 5 октября 1899 года монастырем управляла игуменья Валентина (Озерова Варвара Евфимиевна).

Несомненно, дворянское происхождение и образование Матушки Валентины позволило многого добиться в деле обустройства обители, ведения большого хозяйства, строительства новых помещений, увеличения земельных угодий. При этом, как пишет ее духовник протоиерей Александр Преображенский «…это была монахиня, сознательно оставившая свою мирскую жизнь», а протоиерей И.Панормов вспоминал: «Она была глубоко и искренне религиозна…Ее горячая вера сообщалась и окружающим. Она любила молитву и посты» [2].

Вот на таком высоком примере воспитывались насельницы в 1890-е годы.

Десять лет управления монастырем игуменьей Валентиной оказались очень плодотворными: при ней из выпускниц монастырского училища и послушниц выросли настоящие подвижницы-монахини, которым в грядущем двадцатом веке предстояло пройти многие испытания и страдания за веру.

С благословения игуменьи Валентины 17 сентября 1893 года Преосвященнейшим Гурием епископом Самарским в сем монастыре в числе других послушниц Елена была пострижена в мантию с именем Херувима [8].

Согласно Ведомости 1895 года монахиня Херувима продолжает проходить «послушание регентши и учительницы нотного пения».

Вероятно, игуменья Валентина – в прошлом начальница Самарского епархиального училища, заметила усердную монахиню Херувиму – опытную учительницу, разглядела в ней будущую игуменью, возможно, поручала ей важные послушания, помимо тех, которые она исправно исполняла уже много лет.

Как пишет Надежда Иванова в книге «Бузулукские черноризицы»: «…Матушка Валентина управляла монастырем до последних своих дней, даже уже не вставая с постели. Она отдавала распоряжения по обители, до последнего своего вздоха сохраняя ясность ума. 5 июля за три месяца до своей кончины, она написала свое посмертное распоряжение, которое просила прочесть после первой панихиды. В послании этом содержались утешения и наставления сестрам, монашествующим и послушницам, моления и просьбы не оставлять без внимания служивших ей и тех малолетних деточек, которые проживали в монастырском приюте».

Похоронили Матушку Валентину, скончавшуюся 5 октября 1899 года, на монастырском кладбище, что находилось на южной стороне от Троицкого храма.

Далее Надежда Иванова пишет: «Преосвященнейший Гурий ввиду неотложности дел смог приехать в Бузулук лишь 10 октября, поздно вечером. И прямо в собор монастырский, где с многочисленными священниками отслужил заупокойное всенощное бдение по чину великого парастаса, а 11-го числа совершил заупокойную литургию и великую панихиду, с молитвенным пением посетивши и благословивши могилу в Бозе почившей игумении Валентины» [2].

В тот же день монахиня Херувима «По резолюции Преосвященнейшего Гурия епископа Самарского от 11 октября сего 1899 года за № 11630 и указом Самарской Духовной консистории за № 18930 допущена к управлению монастырем в должности настоятельницы», а 6 декабря того же года «Указом Святейшего правительствующего Синода, последовавшим в Самарскую Духовную консисторию, утверждена настоятельницей Бузулукского Тихвинского Богородицкого женского монастыря с возведением в сан Игуменьи. Преосвященнийшим Гурием епископом Самарским в сем монастыре возведена в сан игуменьи» – такая запись имеется в Ведомости 1899 года. Было ей в ту пору 38 лет – возраст для настоятельницы очень молодой, а согласно Ведомости «состоит в обители 403 человека» [12].

Херувима Волгушева
Игуменья Херувима
(фото сделано до 1903 года)
Галерея государственных общественных
и торгово-промышленных деятелей России, 1906 г.
Санкт-Петербург, стр.176

Выбор Матушки Валентины и Преосвященнейшего Гурия епископа Самарского показал их прозорливость: уже через полтора года «Указом Духовной Консистории № 11577 настоятельнице выражена Архипастырская благодарность за аккуратное ведение монастырского хозяйства и отчетности», а 18 апреля 1903 года игуменья Херувима «За отличную и ревностную службу церкви Божией Святейшим Правительствующим Синодом награждена наперсным крестом» [13].

С 22 ноября 1901 года являлась почетной попечительницей Епархиальной богадельни в Самаре.

Матушка Херувима, с раннего детства видевшая старания и труды старших сестер и родных тетушек, сама в них участвовавшая, воспитанная ими и игуменьей Валентиной, продолжила дела своих предшественниц, сохранив и приумножив созданную ими обитель: до 1917 года в монастыре строились новые здания и хозяйственные постройки, ремонтировались храмы, жилые и школьные помещения, ограда, был проложен водопровод. Подворья в Бузулуке и Самаре поддерживались в хорошем состоянии, благоустраивалась территория вокруг них. Сохранившиеся в архивах собственноручно написанные игуменьей Херувимой прошения и обращения свидетельствуют о ее высокой грамотности, умении вести мирские дела, радея о пользе и благополучии монастыря.

Об этом свидетельствуют фотографии 1910-х годов, сохранившие облики священников, настоятельницу, сестер и великолепный ансамбль обители, являвшейся местом паломничества, живым источником православия Самарского края и украшением уездного Бузулука.

Но совсем скоро началась первая мировая война, а за ней последовала революция, приведшая к гражданской войне, голоду и разрухе. Город переходил из рук в руки, но монастырь продолжал существовать, пока новая безбожная власть не начала борьбу с русской православной церковью.
Продолжение следует
Использованная литература и документы:
1. С.В.Колычев. Краткое жизнеописание игуменьи Херувимы (Волгушевой) // Мученики и исповедники Оренбургской епархии. Книга V. Саракташ, 2014, стр.288
2. Н. Иванова. «Бузулукские черноризицы». Бузулук, 2006 г.
3. ОГАОО. Ф.173, Оп.15. Д.1172, л.63об. – 64
4. ОГАОО. Ф.173, Оп.15. Д.1597, л.1, 9об. -10
5. ЦГАСО. Ф.150. Оп.1. Д.66, л.658об.- 659
6. ОГАОО. Ф. 389. Оп.1
7. ЦГАСО. Ф.32. Оп.11. Д.119, файл 27
8. ЦГАСО. Ф.32. Оп.11. Д.456, файл 1
9. ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 5. Д. 74. В. Афонский, священник. О монастырской школе. 31.10.1908.
10. ЦГАСО. Ф.32. Оп.11. Д.256, файл 39
11. ЦГАСО. Ф.32. Оп.11. Д.374, файл 37
12. ЦГАСО. Ф.32. Оп.11. Д.456, файл 1
13. ЦГАСО. Ф.32. Оп.11. Оп.528, файл 1
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ