Коптелина (Волгушева) Татьяна Петровна
Оренбург, 2021 год

ВОЛГУШЕВЫ
ИЗ БУЗУЛУКСКОГО УЕЗДА
Часть 2
Репрессированные из села Лабазы

Продолжение. Часть 1 по ссылке
Мой дед Волгушев Никита Спиридонович родился в 1873 году в селе Лабазы Бузулукского уезда (сейчас это одноименное село Курманаевского района Оренбургской области). Был он четвертым ребенком в семье и старшим из сыновей. С малых лет был приучен к тяжелому труду на земле. Вырос и стал хорошим хозяином. В 18 лет женился на 20-летней девице из соседнего села Скворцовка Ксении Корниловне Скворцовой. В те времена выбирали жен так, чтобы хорошая работница была. Через 14 лет их совместной жизни моя бабушка Ксения умерла от воспаления легких. Дед остался с 4-мя малыми детками. Младшему, моему отцу, было 3 года. Второй раз дед женился через два года, на вдове Иулиании Алексеевне Чурляевой из села Царская Александровка. Родились у них ещё трое деток. К сожалению, дальнейший отрезок жизни деда пока известен мало. Основная информация получена по архивным данным.

История крестьянского рода Волгушевых, начавшаяся ещё в 17 веке в Пензенской губернии, полна разных событий.

В 1828 году наш предок Максим Васильевич Волгушев (1766–1854) с тремя сыновьями Федором, Калинником и Евграфом и их семьями из деревни Топоровки Городищенского уезда Пензенской губернии переселился в деревню Лабазы Бузулукского уезда Оренбургской губернии.

Приживаться на новом месте было нелегко – мужских рабочих рук в семьях было немного. Но дочери были обучены грамоте дома, умели читать и даже писать – значит были воспитаны в православных традициях. Чтение церковных книг и молитва поддерживали в трудах и укрепляли веру.

Вскоре (в 1835 году) в Бузулуке была образована маленькая женская община. В 1842 году благодетельница Анна Ивановна Путилова разослала письма с приглашением в женскую общину женщин и девушек, желающих посвятить себя духовной жизни по правилам монашества [1]. Из семьи Волгушевых по благословению родителей поступили в обитель две дочери Евграфа и одна Каллиника: будущая игумения Мелитина (Марина Евграфовна, 1820-06.03.1892), будущая монахиня Досифея (Дарья Евграфовна, 1824-?) и будущая монахиня Евфросиния (Евдокия Каллиниковна, 1816-31.01.1892).

В 1859 году Тихвинская женская община преобразована в штатный Тихвинский Бузулукский женский монастырь [2]. В 1867 году на попечение тётям, монахине Мелитине и монахине Досифее, в стены монастыря на воспитание и обучения грамоте поступает внучка Евграфа – будущая игумения Херувима (Елена Дмитриевна Волгушева, 1861-1937). В 1870 году становится послушницей в монастыре дочь третьего брата Федора, будущая монахиня Софья (девица Наталья Федоровна, 1822-?). В 1872 году в монастырское училище поступили две племянницы монахини Евфросинии, дочери её родного брата Алексея Каллиниковича – будущая монахиня Евпраксия (Евфросиния Алексеевна, 1856-?) и будущая монахиня Магдалина (Мария Алексеевна, 1861-?).

В разное время, вплоть до закрытия монастыря Советской властью в 1929 году, в обители были еще три представительницы рода Волгушевых: послушница Евдокия Ивановна (1888-1942) – дочь её брата Ивана Дмитриевича, крестное чадо игумении Херувимы, умерла в блокадном Ленинграде; послушница Феврония Никитична (1897-?) – дочь моего деда Никиты Спиридоновича; и послушница Агафья Дмитриевна (1866-?) – сестра игуменьи Херувимы. По архивным данным, от основания и до закрытия Тихвинского Бузулукского женского монастыря в его стенах нашли приют и место своего монашеского подвига 10 насельниц от нашего рода. Из них 2 игумении, 5 монахинь и 3 послушницы. Вечная им память.

В годы репрессий тяжелая учесть выпала насельницам Тихвинского Бузулукского женского монастыря. В 1929 году арестовали 14 человек. Игумению Херувиму отправили в ссылку в Уфу на три года. Отбыв ссылку, матушка вернулась в Бузулук. Реабилитирована по этому делу 22.06.1992. Следующий арест был 4 декабря 1937 года, за пять дней составлено обвинение. Тройкой УНКВД Оренбургской области приговорена к высшей мере наказания. 11 декабря в 21 час игумению Херувиму расстреляли в Зауральной роще города Оренбурга. Реабилитирована 02.08.1989 [3]. Свидетельство о смерти было выдано Оренбургским ЗАГСом по настоянию родственников 09.01.2019. При последнем аресте игумения Херувима проходила по делу вместе с благочинной монастыря, монахиней Руфиной (в миру Никитенкова Наталья Васильевна, 25.08.1871- 11.12.1937), уроженкой станицы Краснохолмской Оренбургского округа. В Зауральной роще неподалеку от памятника жертвам политических репрессий (на одной линии справа) стараниями потомков установлен памятный крест мученицам Свято-Тихвинского Богородицкого Бузулукского женского монастыря.
Волгушева Евдокия Ивановна
Памятный крест мученицам Свято-Тихвинского Богородицкого Бузулукского женского монастыря. в Зауральной роще города Оренбурга
Изучая Книгу памяти жертв политических репрессий в Оренбургской области, изданную в 2015 году музеем истории Оренбурга, я нашла сведения о своем деде: «Волгушев Никита Спиридонович, крестьянин с. Лабазы, Бузулукского р-на. В 1931 году тройкой ПП ОГПУ по СВК приговорен по ст.58-10-11=13 УК РСФСР к 5 годам заключения в концлагере. Реабилитирован 26.10.1989 г.» [4]. Светлая ему память.

Наши родители боялись рассказывать нам, рожденным в послевоенное время о страшных годах репрессий. Народ был в страхе не только в эти годы. А мы, к нашему стыду, не готовы были их слушать. Нас учила школа, советская власть, как было удобно, так и преподносили нам те года.

Правду я узнала из следственного дела №18801, полученному в УФСБ РФ по Оренбургской области. На основании постановления от 23 ноября 1930 года Волгушев Н.С. и еще пятеро односельчан были арестованы по обвинению в систематической антисоветской работе [5]. Свидетелями были в основном неграмотные бедняки, которые не могли прочитать записанного, и под своими показаниями вместо подписи ставили «+». Всё вменялось в вину: что были зажиточные, что не боялись тяжелой работы и что умели вести хозяйство.

Стало понятно, почему при изучении истории о коллективизации, отец мой, Волгушев Петр Никитович говорил: «Это неправда, там все врут».

Позже он с горечью вспоминал те годы: «Не знали мы ни сна, ни отдыха, особенно в сезонное время. В зимнее время готовились к лету («Готовь сани летом, а телегу зимой» – это я уяснила от отца). Работали, трудились, не жалея себя, всё у нас отобрали, да хотя бы сохранили, а так, все прахом пошло. На колхоз люди работали в пол силы. Кто не привык работать, тот и в колхозе не старался, ведь заработок рассчитывали по трудодням, отработал и ладно».

В протоколе допроса деда написано: «В 1927 году, когда ставился вопрос о крестьянском союзе, я говорил про это и сейчас говорю: дураки мы, крестьяне, что не имеем крестьянского союза» [5].

В вину ставилась наша православная вера. Страдал народ за матушку-церковь: «В этом году, когда ВИК (волостной исполнительный комитет) хотел изъять церковные ценности, то Айгоров, Уткин, Волгушев бегали по дворам, собирая народ. Айгоров кричал: «Бегите, ВИК церковь закрывает, бейте в набат». Аляскин с вилами в руке подошел к собравшейся толпе, вскочил на изгородь церкви и заявил: «Не дадим грабить Божий храм». Кампания по изъятию церковных ценностей была сорвана в Лабазах и в соседних селах» (из показаний свидетеля А.Г. Васякина, председателя сельсовета) [5].

С первых своих дней в течение многих лет советская власть старалась вытравить веру православную. Для народа было естественно выполнять заповеди Божии – жить в мире со своей совестью, очищать душу свою в Церкви, которую мои предки защищали, как могли. Разрушение храмов и преследование священников не избежало ни одно село, ни один город. Церковь Архангела Михаила, построенная на средства жителей и освященная в 1839 году, была впоследствии разрушена.

А крепкие «зажиточные» крестьяне, выжившие в революцию, гражданскую войну, голод, с огромными усилиями сохранившие свои хозяйства, подверглись чудовищному ограблению, высылке из родных мест.

История семьи моего деда, хранившей веру и православные традиции, это подтверждает.

В социально-имущественной характеристике судебного дела деда записано: «Социальное положение в 1917 году зажиточное, имел дом с надворными постройками, 3 лошади, 2 коровы, 3 теленка, 12 овец, 4 покупных надела, сеял до 45 гектар земли, имел 15 голов рабочего скота, с/х молотильную машину, лобогрейку, 2 плуга, 10 борон, косилку, 1 тарантас» [5]. Далее периодически проводилось изъятие имущества. При лишении избирательных прав в 1929 -1930 годах изъято было всё полностью, даже дом и всё, что в нем – часы, зеркало, 3 венских стула, 2 дощатых ларя, 20 пудов пшеницы, 4 пуда пшеничной муки [6]. К моменту ареста Волгушев Н.С. в избирательных правах был восстановлен, но имущество не возвратили, всё было передано в колхоз. Семья из 5 человек осталась без жилья. В справке сельского совета было указано «…сельсовет считает необходимым выселить Волгушева Н. С. из Средне-Волжского края» [5]. После ареста деда семья, натерпевшись скитаний, вынуждена была поменять место жительства. По воле Божьей этим местом оказался Ташкент, куда переселились его два сына с семьями. К ним дед и вернулся из заключения, фактический срок и место которого, мне неизвестны. Похоронен Никита Спиридонович на Боткинском кладбище Ташкента в 1943 году.

Его сын (мой отец) Петр Никитович Волгушев возвратился с Великой Отечественной войны в 1945 году в Лабазы и через суд, при согласии председателя колхоза, восстановил права на дом.
***
Кроме моего деда Никиты Спиридоновича Волгушева по делу проходили ещё пятеро односельчан, что подтверждает Книга Памяти жертв политических репрессий в Оренбургской области:

1. Айгоров Зиновий Петрович 1881 г.р. д., № 18801, крестьянин с. Лабазы Бузулукского р-на, 12.01.31 тройкой ОГПУ по СВК, 5 лет ИТЛ, реабилитирован 26.10.89;

2. Аляскин Аким Васильевич 1890 г.р. д., № 18801, крестьянин с. Лабазы Бузулукского р-на, 12.01.31 тройкой ОГПУ по СВК, 10 лет ИТЛ, реабилитирован 26.10.89;

3. Волгушев Никита Спиридонович 1877 г.р., д. № 18801, крестьянин с. Лабазы Бузулукского р-на, 12.01.31 тройкой ОГПУ по СВК, 5 лет ИТЛ, реабилитирован 26.10.89;

4. Захаров Иван Артемьевич 1855 г.р., д. № 18801, крестьянин с. Лабазы Бузулукского р-на, 12.01.31 тройкой ОГПУ по СВК, ВМН, реабилитирован 26.10.89;

5. Мазанкин Федор Михайлович 1884 г.р., д. № 18801, крестьянин с. Лабазы Бузулукского р-на, 12.01.31 тройкой ОГПУ по СВК, 3 года ИТЛ, реабилитирован 26.10.89;

6. Уткин Федор Иванович 1883 г.р., д. № 18801, крестьянин с. Лабазы Бузулукского р-на, 12.01.31 тройкой ОГПУ по СВК, 5 лет ИТЛ, реабилитирован 26.10.89.


ПОСЛЕСЛОВИЕ

В 2015 году нам удалось побывать на родине предков в селе Лабазы, где встретили радушный прием. В молитвенном доме села встретились с председателем приходского совета Марией Михайловной Горшковой, прихожанами и родственниками. Стараниями Марии Михайловны в Лабазах было начато строительство каменного храма во имя Архистратига Михаила. К сожалению, её не стало в июне 2021 года.

Вот что сказано в группе Лабазы «В Контакте»:

«Светлой памяти хорошего человека...
29 июня исполняется 9 дней, как ушла из жизни Горшкова Мария Михайловна, ей было 82 года. Более 16 лет Мария Михайловна Горшкова занималась восстановлением духовности в родном селе. Была первым организатором открытия и председателем приходского совета молитвенного дома Михаила Архангела в с. Лабазы. Много сил и труда Мария Михайловна отдала, чтобы сельчане обрели место для молитвы, которого они ждали около 80 лет. Под её чутким руководством осенью 2013, на средства, собранные прихожанами и жителями села, начато строительство каменного храма. Дело, которое предстоит завершить, тем, кто неравнодушен, как и она, к своей малой родине» [7].
Волгушева Евдокия Ивановна
Встреча в селе Лабазы в августе августе 2015 года. Фото С.В. Колычева
Волгушева Евдокия Ивановна
Памятный крест на месте снесенного храма Архистратига Михаила в селе Лабазы
Волгушева Евдокия Ивановна
Макет будущего храма в селе Лабазы
Волгушева Евдокия Ивановна
Строительство нового храма Архистратига Михаила в селе Лабазы. Ноябрь 2020 года
Благодарю Ольгу Юрьевну Волгушеву (Москва) за помощь в подготовке статьи


Использованная литература и документы:
1. Надежда Иванова. Бузулукские черноризицы. Бузулук. 2006 г.
2. Мученики и исповедники Оренбургской епархии. Книга 5. п. Саракташ, 2014 //С. Колычев. Краткое жизнеописание игумении Херувимы (Волгушевой). Стр. 288 – 295
3. Справка о реабилитации № 13-212-2015 от 14.05.2015
4. Книга памяти жертв политических репрессий в Оренбургской области. Музей истории Оренбурга. Оренбургское общественное движение «Мемориал». ФБОУ ВПО «ОГИМ» Оренбург, 2015.
5. Следственное дело № 18801 23.11.1930 – 12.01.1931гг. Архив УФСБ РФ по Оренбургской области.
6. ГАОО. Ф.1670. Оп.21. Д.13. Протоколы Лабазинского сельсовета, списки, социально-экономические характеристики и заявления лишения избирательских прав. 1929-1930 гг.
7.
https://vk.com/labazy?w=wall-70235748_14489
Продолжение в 3 части статьи
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ